Законодателем прямо предусматривается, что, если на
товар в соответствии с п. 4 ст. 5 Закона о защите прав потребителей должен быть
установлен срок годности, но он не установлен либо потребителю не была
предоставлена полная и достоверная информация о сроке годности, либо
потребитель не был проинформирован о необходимых действиях по истечении срока
годности и возможных последствиях при невыполнении указанных действий, либо
товар по истечении этих сроков представляет опасность для жизни и здоровья,
вред подлежит возмещению независимо от времени его причинения.
Если потребителю был продан товар по истечении срока
годности, то предъявлять претензию можно будет только продавцу, поскольку
именно он осуществлял реализацию товара с истекшим сроком годности. Заявляя
претензию, необходимо ссылаться на факт продажи товара с истекшим сроком
годности, так как это является нарушением прав потребителя.
Единственным случаем освобождения изготовителя или
продавца от ответственности являются случаи, при которых изготовитель или
продавец докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения
потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки
товара. Однако при этом обязанность доказывать нарушение потребителем
каких-либо правил возложена на продавца (изготовителя).
После того как потребитель сформулировал свое
требование, ему необходимо определить, кому он предъявит свое требование о
восстановлении нарушенных прав.
В соответствии с п. 2 ст. 18 Закона о защите прав
потребителей выбранное потребителем требование может быть предъявлено по его
выбору продавцу либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному
предпринимателю либо изготовителю.
При этом товар, в котором выявлено ненадлежащее
качество, должен быть сохранен до момента удовлетворения требований
потребителя, а хранить уже испорченный потребляемый товар достаточно трудно,
поэтому в данном случае при выборе следует ориентироваться на возможность
скорейшего разрешения вопроса. В связи с этим предъявлять претензию
изготовителю имеет смысл в том случае, если он находится в пределах
досягаемости для оперативного ведения диалога. В противном случае целесообразно
предъявить требования продавцу. Кроме того, в соответствии с Законом о защите
прав потребителей отдельные функции, в том числе связанные с приемом претензий
от потребителей, могут передаваться уполномоченным организациям.
В соответствии с п. 1 ст. 19 Закона о защите прав
потребителей потребитель вправе предъявить предусмотренные статьей требования к
продавцу или изготовителю в отношении недостатков товара, если они обнаружены в
течение гарантийного срока или срока годности, установленного изготовителем.
Законодателем прямо предусматривается, что, если на
товар в соответствии с п. 4 ст. 5 Закона о защите прав потребителей должен быть
установлен срок годности, но он не установлен либо потребителю не была
предоставлена полная и достоверная информация о сроке годности, либо
потребитель не был проинформирован о необходимых действиях по истечении срока
годности и возможных последствиях при невыполнении указанных действий, либо
товар по истечении этих сроков представляет опасность для жизни и здоровья,
вред подлежит возмещению независимо от времени его причинения.
Если потребителю был продан товар по истечении срока
годности, то предъявлять претензию можно будет только продавцу, поскольку
именно он осуществлял реализацию товара с истекшим сроком годности. Заявляя
претензию, необходимо ссылаться на факт продажи товара с истекшим сроком
годности, так как это является нарушением прав потребителя.
Единственным случаем освобождения изготовителя или
продавца от ответственности являются случаи, при которых изготовитель или
продавец докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения
потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки
товара. Однако при этом обязанность доказывать нарушение потребителем каких-либо
правил возложена на продавца (изготовителя).
После того как потребитель сформулировал свое
требование, ему необходимо определить, кому он предъявит свое требование о
восстановлении нарушенных прав.
В соответствии с п. 2 ст. 18 Закона о защите прав
потребителей выбранное потребителем требование может быть предъявлено по его
выбору продавцу либо уполномоченной организации или уполномоченному
индивидуальному предпринимателю либо изготовителю.
При этом товар, в котором выявлено ненадлежащее
качество, должен быть сохранен до момента удовлетворения требований
потребителя, а хранить уже испорченный потребляемый товар достаточно трудно,
поэтому в данном случае при выборе следует ориентироваться на возможность
скорейшего разрешения вопроса. В связи с этим предъявлять претензию
изготовителю имеет смысл в том случае, если он находится в пределах
досягаемости для оперативного ведения диалога. В противном случае целесообразно
предъявить требования продавцу. Кроме того, в соответствии с Законом о защите
прав потребителей отдельные функции, в том числе связанные с приемом претензий
от потребителей, могут передаваться уполномоченным организациям.
В случае спора о причинах возникновения недостатков
товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный
индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за
свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21
и 22 настоящего Закона для удовлетворения соответствующих требований
потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара
и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в
судебном порядке.
Если в результате экспертизы товара установлено, что
его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает
продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю),
уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю,
импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением
расходы на хранение и транспортировку товара.
|